EX-TV



Кто стоял у истоков риторики

Кто стоял у истоков риторики

13.12.2016


Уважаемые посетители! Приветствую вас на сайте школы кино и телевидения «Экспресс-ТВ».  Хочу напомнить, что одной из дисциплин, которой вы можете овладеть в рамках нашего образовательного центра -  является риторика. Данным материалом я начинаю цикл мини-статей с характеристиками, интересными фактами, либо просто краткими заметками о жизни наиболее значимых ораторов от античных времен, до современности, оставивших, или продолжающих формировать свой след в истории.


        

     Как говорил один преподаватель философии в ЛГУ: «Наш мир – мираж, мы снимся древним грекам.» А так как я эту фразу услышал в начале 90-х годов, когда в стране было, скажем так, не очень все в порядке, то мне все хотелось понять, а сколько выпил этот древний грек перед сном. Но это я немного отошел от основной темы, хотя к древним-то грекам пришел в самый раз. Так как риторика, как искусство, как наука, зародилась (судя по тому, что знает Википедия) в V веке до нашей эры, именно в Элладе. Если брать за истину материалы агентства «ОБС» (Одна Бабка Сказала), то имеем следующую картину: Диоген Лаэртский утверждал, что Аристотель приписывает изобретение риторики последователю Пифагора – Эмпедоклу.  Последний был врачом и поэтом, но никак не профессиональным оратором. Правда личность данного эллина скрыта завесой тайн и легенд, а жизнеописание базируется на сведениях, оставленных о нем в основном Диогеном Лаэрским.


     А вот из написанного самим Аристотелем можно узнать, что первый научный труд по риторике был написан Кораклом, учеником Эмпедокла. Учитывая, что Коракл был профессиональным политическим и судебным оратором (адвокатом), логично было бы предположить, что именно он стоял у истоков риторики как дисциплины. И именно он первый сделал попытку установить четкое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Также ему приписывают тезис, что «главная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы». Его ученик, Тисий, продолжил в тех же рамках развития софистики, а главным в преподавании риторики считал заучивание наиболее ярких и выигрышных речей адвокатов (судебных ораторов).

 

     Но не все так просто было в Греции в целом и с риторикой в частности. Еще одним учеником врача и поэта Эмпедокла - был Горгий, о котором Платон как-то выразился: «он открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Горгий, что характерно, после ученичества у Эмпеокла, стал не врачом, не поэтом, а преподавателем риторики. И преподавал ее примерно в том же духе, что и Тисий – заучиванием речей. Но у него была и своя, как сказали бы в 21 веке «фишка» - через насмешку сводить все к фарсу и тем самым разбивать серьезность доводов.


     Итак, что мы в итоге видим? А видим мы то, что на дубе вызрели мандарины и лимоны. Т.е. у врача и поэта ближайшие ученики стали основоположниками ораторской науки. Хотя как оно было на самом деле уже никто, никогда не узнает, сия тайна покрыта мраком веков и мы можем только догадываться. Вполне можно предположить, что основоположником данного «науко-искусства», являлся Эмпедокл, но факультативно. Или что родителем являлся Коракл, который повлиял и на Горгия. Но как бы там ни было, он явил миру великий инструмент и страшное оружие.


     С вами был Игорь Потемкинский и в следующей статье я расскажу вам о титане ораторского мастерства – Демосфене!



Запишитесь на курсы

#

Это обязательный вопрос
Это обязательный вопрос

Спасибо, что выбрали нашу школу! Заполните форму заявки, выберите подходящий Вам курс и наш менеджер свяжется с Вами в самое ближайшее время.

^ Наверх